подшивки

Опрос

C 2016 года Милдронат является запрещённым препаратом :

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

От автора

Без прошлого нет будущего — истина эта верна для любой сферы человеческой деятельности. Поэтому, мне кажется, нелишним для развития современного велоспорта будут и эти мои раздумья и воспоминания тренера. В жизни, к сожалению, нередко случается так, что сделанное человеком быстро забывается, заслоняется новым течением событий и прочно отодвигается на второй, третий и какой-нибудь там еще далекий план. Конечно, это бывает обидно. Но, когда создавалась эта книга, думал я не о том, чтобы напомнить о себе как о человеке, много лет отдавшем велосипедному спорту, а о том, как лучше послужить его современному развитию.
В конце весны 1942 г. мне было поручено возглавить велосипедный и конькобежный спорт в Москве. Спортивная жизнь в те суровые годы поутихла даже в странах, которых война не коснулась. Несмотря на то что на всех фронтах шли отчаянные бои, мы не падали духом и сумели провести велосипедные соревнования в парке «Сокольники», которые затем стали проходить регулярно, каждое воскресенье. В середине июля 1942 г. состоялось даже первенство города Москвы, в котором участвовало 53 велосипедиста.
Зимой 1943 г. на льду московского стадиона «Динамо» был проведен чемпионат страны по конькобежному спорту, а в июле того же года разыграли медали чемпионата страны и в шоссейной гонке на 100 км с раздельным стартом. Незадолго до конца войны была возрождена традиционная московская гонка по Садовому кольцу. Как говорится, лед тронулся.
Развитию велосипедного спорта в нашей стране способствовало решение об участии советских спортсменов в Олимпийских играх 1952 г., проводившихся в Хельсинки. В 1950 г. для подготовки к Олимпиаде впервые была создана сборная команда страны по велоспорту, которая выступила в международных соревнованиях на треках Болгарии и Румынии. Я был назначен старшим тренером сборной и с этого времени до 1958 г. возглавлял подготовку советских гонщиков-трековиков и шоссейников. Затем тренером трековиков стал Вадим Бахвалов, а я еще десять лет работал с командой шоссейников.
Непростые это были годы. Особенно трудно приходилось первое время, когда мы, можно сказать, еще ничего не знали о проводимых за рубежом соревнованиях, о подготовке лучших гонщиков мира. Впервые о высоком классе велосипедистов Италии, Франции, Бельгии, Испании и других стран я узнал из бесед с тренерами команд Болгарии, Румынии и Чехословакии, приехавшими в 1951 г. в Москву на соревнования по треку и шоссе. Конечно, рассчитывать на скорый успех наших велосипедистов на Олимпиаде в Хельсинки не приходилось. Нужно было менять всю систему подготовки велосипедистов — значительно сократить соревнования с раздельным стартом на время, избавить спортсменов от равномерного режима езды в групповых гонках, начать их формирование в соответствии с требованиями состязаний по олимпийской программе групповых гонок, насыщенных острейшей борьбой за дистанционное преимущество на всем пути.
В помощь тренерам мы с Германом Сасиным разработали ряд методических рекомендаций, которые в 1951 г. были изданы как «Учебное пособие для спортивных секций и коллективов физкультуры». В этой книге мы впервые заговорили о необходимости круглогодичной многолетней подготовки велосипедистов. Те же принципы мы отстаивали и на семинарах тренеров.
Перестройка всей тренировочной системы, поиск радикально новых методов и средств тренировочного процесса — дело весьма трудоемкое, понадобилось время. Но, думается, работа эта не пропала даром. Свои ощутимые плоды она принесла в 1953 г., когда наши велосипедисты впервые добились успеха во всех видах велосипедной спортивной программы на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте.
Большая заслуга в этой победе принадлежит тренерам Вениамину Батаену, Алексею Кондрашкову, Марии Осадчей, подготовившим к соревнованиям группу молодых способных гонщиков. Но, несмотря на этот серьезный успех, по-настоящему нашу сборную команду признали в велосипедном мире лишь год спустя, когда она впервые приняла участие в знаменитой велогонке Мира. Правда, особых лавров мы тогда не снискали, но заставили считаться с собой всех ведущих гонщиков Европы. А на третьем году выступления в велогонке Мира советской сборной удалось выиграть командное первенство. Победа эта была полной неожиданностью не только для соперников, но и для нас самих. О ней вспоминают и по сей день. Перед стартом XXXV гонки в 1982 г. корреспондент газеты «Чехословацкий спорт» Иржи Черны обратился к многократному победителю велогонки Мира Яну Веселы: «Вы встречались со многими выдающимися мастерами в разные времена. Кто произвел на вас наибольшее впечатление?» — «Великолепный сплоченный коллектив советских гонщиков 1954 г., когда сборная СССР дебютировала в гонке. Два года спустя она стала победительницей».
С тех пор нашими велосипедистами, в том числе и шоссейниками, было одержано множество славных побед в соревнованиях любого ранга. Особенно памятна мне Римская олимпиада 1960 г. Тогда наше третье участие (как, помните, и в велогонке Мира) в Олимпийских играх принесло нам «бронзу» в командной гонке на 100 км и «золото» Виктора Капитонова в групповой гонке на 175 км — это была первая личная победа наших гонщиков.
За время работы со сборной командой страны мне приходилось осуществлять не только тренерское, но и административное руководство, организовывать всесоюзные и международные соревнования, отвечать за их проведение, а иной раз даже контролировать производство гоночных велосипедов. В этом, последнем из перечисленных, деле мне, конечно помогало то, что сам я по специальности слесарь шестого разряда по изготовлению штампов, воспитанник Тульского оружейного завода. Это заставляло ответственных работников Харьковского велосипедного завода прислушиваться к моим советам.
Сорок три года в общей сложности посвятил я велосипедному спорту. Побывал на пятнадцати чемпионатах мира, одиннадцати велогонках Мира, шести олимпийских играх, многих международных многодневных гонках. Неоднократно довелось мне принимать участие в работе конгрессов Международного союза велосипедистов (УСИ). Я счастлив, что семнадцать моих подопечных были удостоены звания заслуженного мастера спорта.
Думается, мой опыт дает мне право высказать свои соображения о подготовке велосипедистов-шоссейников международного класса, что я и попытался частично сделать в предлагаемой читателю книге.
В работе над книгой мне помогал В. И. Толстой, которому выражаю искреннюю благодарность.